Главная » Статьи » шахматы

Функции Shredder Classic

Функции Shredder Classic

В программе Shredder Classic основные функции аналогичны функциям в известных шахматных программах, таких как Fritz 9, Hiarcs 9, Shredder 10 и т. п. Но есть ряд новых функций, которые в других программах не встречаются. Главные из них, это: 


1. Тройной анализ

2. Эндшпильный Оракул

3. Анализ по эндшпильной базе

4. Выбор ходов для анализа (особо важен для заочников)

Ниже приводится описание этих функций. (Выдержки из "Справочного руководства по Shredder Classic" Перевод: Ю. Воронов, 2005 г.)

Тройной анализ

Тройной анализ - новая функция, позволяющая комбинировать работу двух различных движков. Два рабочих движка анализируют текущую позицию. Третий - главный движок, наблюдает за их анализом и решает какой из предлагаемых ходов - сильнейший. Свои выводы он показывает в своем окне - "Triple Brain". В процентах показано предпочтение, которое главный движок отдает данному продолжению по сравнению с другими (в текущий момент времени). Если главный движок на сто процентов уверен в показанном ходе, то слева от хода так и будет указано - 100%. Если показано 0% то это означает, что главный движок не отдает никакого предпочтения показанному ходу по сравнению с другими, то есть не знает какой, из предлагаемых рабочими движками ходов, лучше. Справа от хода показано имя движка, который его нашел.

Для оптимальной работы функции тройного анализа, лучше всего использовать два движка примерно одинаковой силы, но с разными стилями игры.

Обратите внимание: Вы можете создавать собственные движки, изменяя параметры Shredder Classic или других загруженных движков и сохранять созданные движки под новыми именами. Функция тройного анализа может использоваться во всех режимах программы.

Информация в окне главного движка (Tripe Brain)

Первая строка окна (слева направо):
Название окна "Triple Brain".
Предлагаемый ход на текущий момент времени.
Глубины расчета обоих движков на текущий момент времени (в полуходах).

Вторая строка окна (слева направо):
Время, прошедшее с начала анализа текущего хода.
Предпочтение, отдаваемое последнему предлагаемому ходу (в процентах).
Скорость расчета (в тысячах позиций в секунду)
Заполненность памяти движка Hash (в процентах)
Ход, который должен сделать соперник (по мнению движка).

Ниже показана информация по каждому из предлагаемых ходов.
Глубины поиска обоих движков (в полуходах).
Время поиска.
Предпочтение (в процентах).
Лучший ход, по мнению главного движка.
Имя движка, который этот ход нашел.

Эндшпильный Оракул

В Shredder Classic имеется новая функция для анализа окончаний. Это - Эндшпильный Оракул. В ней использован принципиально новый метод работы с эндшпильными базами. Удобная система маркеров для фигур позволяет исследовать не только конкретные позиции, но и целые группы смежных позиций. Статистика по заданным параметрам, помогает более точно оценивать данный тип окончаний. Эта функция очень полезна как для изучения игры в эндшпиле в целом, так и для анализа конкретных классов позиций.

Чтобы открыть диалоговое окно Эндшпильного Оракула, выберите в меню: Инструменты - Эндшпильный Оракул (Ctrl-F12). Использование данной функции требует наличия установленных эндшпильных баз Налимова.

Приведем пример использования функции Эндшпильного Оракула. Рассмотрим эндшпиль, в котором у белых король и два коня, а у черных король и пешка (Белые: Кре7, Кb7,Кс7 Черные: Крf5, п.с4). Гроссмейстер Пахман писал в своей книге "Практика эндшпиля", что в этом эндшпиле белые могут выиграть только в том случае, если черная пешка блокирована не дальше поля c5. Если же она проходит это поле и находится, например на с4, то белые выиграть уже не могут.

Верно ли это утверждение? Проверим это с помощью Эндшпильного Оракула. Откройте диалоговое окно Эндшпильного Оракула, выбрав в меню: Инструменты - Эндшпильный Оракул (Ctrl-F12). В начале Вы должны установить позицию для анализа. Для этого нажмите кнопку Позиция, расположенную внизу слева (или Ctrl-D). В примере показанном ниже, мы проверяем утверждение о том, что в эндшпиле - два коня против пешки, выигрыш возможен только в том случае, если пешка не пересекла срединную линию доски. На диаграмме мы ставим позицию, в которой пешка уже пересекла эту линию, для того чтобы, посмотрев статистику Оракула, проверить это утверждение.

В Оракуле имеется система маркеров, позволяющая определить класс смежных позиций которые будут проанализированы. Маркер представляет собой значок, показанный в левой верхней части фигуры. Маркеры имеют следующие значения:
Закругленная стрелка - означает, что данная фигура может находиться на любом поле доски.
Двухсторонняя вертикальная стрелка - означает, что данная фигура может находиться на любом поле данной вертикали.
Двухсторонняя горизонтальная стрелка - означает, что данная фигура может находиться на любом поле данной горизонтали.
Стрелка вверх - означает, что данная фигура может находиться на любом из полей данной вертикали, выше того на котором она сейчас стоит (это поле также включается).
Стрелка вправо - означает, что данная фигура может находиться на любом из полей данной горизонтали, правее того, на котором она сейчас стоит (это поле также включается).
Стрелка влево - означает, что данная фигура может находиться на любом из полей данной горизонтали, левее того, на котором она сейчас стоит (это поле также включается).
Стрелка вниз - означает, что данная фигура может находиться на любом из полей данной вертикали, ниже того, на котором она сейчас стоит (это поле также включается)

Нужный маркер можно установить или снять, последовательно щелкая по данной фигуре. В нижней части окна имеются две кнопки: "Маркеры у всех" и "Снять маркеры"
Кнопка "Маркеры у всех" - устанавливает маркер "Любое поле доски" на все фигуры.
Кнопка "Снять маркеры" - снимает установленные маркеры со всех фигур.

В правой части диалогового окна имеются два раздела: "Очередь хода" и "Условия".

В разделе "Очередь хода" - указывается, какие позиции будут искаться: в которых очередь хода у белых или у черных, или и те и другие. Если в разделе "Условия" отмечен пункт "Обе стороны в цугцванге", то естественно, будут искаться позиции и с ходом белых, и с ходом черных.

В разделе "Условия", указывается какого рода статистика будет показана в первую очередь.
Общая статистика - отображается общая статистика позиций, удовлетворяющих заданным условиям.
Длинные победы белых - ищутся позиции, в которых белые ставят мат в максимальное число ходов.
Длинные победы черных - ищутся позиции, в которых черные ставят мат в максимальное число ходов.
Ничьи - ищутся позиции, в которых игра заканчивается ничьей.
Белые дают мат в ... - ищутся позиции, в которых белые дают мат в N ходов.
Черные дают мат в ... - ищутся позиции, в которых черные дают мат в N ходов.
"Обе стороны в цугцванге". - Ищутся позиции, в которых обе стороны находятся в цугцванге. В окне ниже, Вы можете уточнить характер цугцванга.

Например:
"Б. проигр.Ч. проигр." - означает, что будут искаться позиции, где при своем ходе каждая из сторон проигрывает.
"Б. проигр.Ч. ничья." - означает, что будут искаться позиции, где при своем ходе белые проигрывают, а черные делают ничью.
"Б. ничья. Ч. проигр." - означает, что будут искаться позиции, где при своем ходе белые делают ничью, а черные проигрывают.

Если найдены позиции, удовлетворяющие отмеченным условиям, они сохраняются в файле с расширением *.epd. Их можно загрузить в программу или посмотреть этот файл через любой текстовый редактор. Путь к этому файлу указан в окошке "Сохранено:", в левой нижней части окна. Если отмечено условие "Общая статистика", то она просто отображается в окне, появляющемся после завершения поиска. В файле она не сохраняется.

Теперь, вернемся к нашей позиции. Поставим маркер "Любое поле доски" на все фигуры, кроме черной пешки. Это означает, что будет собираться статистика по позициям с любым исходным расположением данных фигур, за исключением расположения черной пешки. Во всех рассматриваемых позициях она должна стоять на c4. Напомним, что мы проверяем, могут ли белые выиграть этот эндшпиль, если черная пешка перешла срединную линию доски.

Проанализируем эту позицию при помощи Оракула. Нажмите кнопку "Поиск" чтобы начать анализ. Напомним, что Оракул работает только при наличии соответствующих эндшпильных баз и указании пути к ним (Инструменты - Движки - Эндшпильная база). По окончании процесса поиска Shredder открывает окно, в котором показана подробная статистика по проанализированным позициям.

Так, например, по той позиции, что мы рассматривали, будет показана следующая информация:

Проанализировано 11 миллионов позиций, из которых белые выигрывают 873 022. Максимально длинный выигрыш достигается в 73 хода! Из этой статистики можно сделать вывод, что утверждение: "...в эндшпиле, где у белых король и два коня против короля и пешки у черных, белые могут выиграть только в том случае, если черная пешка блокирована не дальше поля c5. Если же она проходит это поле и находится, например на с4, то белые выиграть уже не могут." - ошибочно!

Анализ по эндшпильной базе

Если у Вас установлены 3, 4, 5 или 6 фигурные эндшпильные базы, Вы можете мгновенно произвести расширенный и наглядный анализ соответствующей эндшпильной позиции. Программа позволяет сделать это двумя способами: с помощью Эндшпильного Оракула и с помощью Анализа по эндшпильной базе.

Рассмотрим последний способ. Чтобы провести анализ позиции по эндшпильной базе, установите анализируемую позицию в окне доски. Укажите, чья очередь хода. Затем щелкните правой кнопкой по любой фигуре данной позиции и в контекстном меню выберите пункт: Анализ по эндшпильной базе. На полях доски появятся символы, показывающие как закончится партия, если бы фигура по которой Вы щелкнули, стояла на данном поле. Знак "+" означает, что очередь хода за белыми. Знак "-" означает, что очередь хода за черными. Буква "M" означает, что начинающая сторона ставит мат. Число рядом с буквой "M" указывает число ходов, за которое ставится мат. Цифра "0" означает, что позиция ничейна.

Пример. Рассмотрим эндшпильную позицию: король с ферзем у белых против короля и двух коней у черных, причем белый король запатован (Белые: Кра1, Фf4 Черные: Крс5, Кс3, Кd1). Нас интересует: могут ли белые при своем ходе выиграть, и как зависит результат партии от положения черного короля? Проведем анализ этой позиции по эндшпильной базе. Установим ее (Ctrl-D). Укажем что очередь хода у белых. Затем щелкнем правой кнопкой по черному королю и выберем в контекстном меню пункт: Анализ по эндшпильной базе. На доске сразу же появляется требуемая информация.

Мы видим, что в данной позиции при положении черного короля на крайних линиях белые практически всегда выигрывают (исключение - поля a5 и e1). Некоторые поля ни имеют обозначений, так как при ходе белых черный король не может на них находиться (Позиция будет нелегальной). На диаграмме видно, что самый длинный выигрыш у белых будет, если черный король стоит на g1 (Они ставят мат в 34 хода). Самый короткий - если он стоит на h8 (мат в 14 ходов). Если же черный король будет стоять на любом из полей отмеченных цифрой "0" (Например,a5, b5, c6, d7, e7 и т. д.), то партия окончится вничью.

Если у Вас в окне доски была загружена какая-либо другая партия или позиция, то перед началом эндшпильного анализа сохраните ее в файле. В противном случае она будет потеряна.

Выбор ходов для анализа

В режиме бесконечного анализа Вы можете указать программе, - какие ходы в текущей позиции нужно проанализировать. Вначале переключитесь в режим бесконечного анализа. Для этого выберите в меню: Режим - Бесконечный анализ. Теперь, удерживая нажатой клавишу Ctrl, сделайте на доске ход, который нужно проанализировать. Программа начнет анализировать только этот ход. Вы можете, повторив эту процедуру, ввести и другие ходы для анализа. Чтобы прекратить анализ какого-либо из введенных ходов, Вы должны, удерживая нажатой клавишу Ctrl, ввести этот ход повторно.

По сравнению с обычным анализом при таком режиме, поиск будет проходить быстрее, так как программе не требуется анализировать другие ходы. Однако, в этом случае, выбор ходов для анализа целиком зависит от Вас.

Подобным способом Вы можете исключить некоторые ходы из анализа. Для этого, удерживая нажатой клавишу Shift, введите ход, который Вы хотите исключить. Исключенные ходы анализироваться не будут. Вы можете использовать эту опцию, например, если Вам не нравится ход, предлагаемый движком. юридическая консультация по жилищным вопросам

Категория: шахматы | Добавил: rjandron (27.12.2011)
Просмотров: 3278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close